Разъяснения Прокуратуры Санкт-Петербурга о нововведениях в законодательстве о государственном контроле (надзоре)

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который внес существенные изменения в порядок организации и проведения проверок.

В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.

При этом Законом № 248-ФЗ предусмотрены переходные положения.

До конца 2024 года Закон № 294-ФЗ продолжает применяться почти к двум десяткам видов контроля, например: к антимонопольному контролю, надзору в сфере миграции, контролю в сфере гособоронзаказа и т.д.

Проверки региональных органов контроля Санкт-Петербурга, таких как, Государственная жилищная инспекция, Комитет по промышленной политике инновациям и торговле, Служба государственного строительного надзора и экспертизы, в 2021 году будут также проводиться по Закону № 294-ФЗ и до тех пор, пока не будут утверждены положения о видах регионального контроля, а именно до 1 января 2022 года.

План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии текущего года. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем проверяющие предварительно уведомят.

Новый закон призван сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений субъектами предпринимательской деятельности. Более того, согласно ст. 8 Закона № 248-ФЗ в приоритете будет именно проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение нарушений общественных интересов, таких как:

- меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования;

- самообследование – добровольная самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований, в том числе, оценка соответствии принадлежащих предпринимателям объектов контроля критериям риска. Если по ее итогам юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получит высокую оценку, оно сможет принять специальную декларацию, которая будет размещена на сайте органа контроля, а также может размещаться предпринимателем на своем сайте, в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.

Новым законом также введено такое понятие, как «категория риска причинения вреда (ущерба)». Риски делятся на шесть категорий: чрезвычайно высокий риск, высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск.

При этом под риском причинения вреда (ущерба) в целях нового закона понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям. То есть от того, какова вероятность наступления негативных последствий для интересов общества, будет зависеть частота контрольных (надзорных) мероприятий.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля и порядок их выявления будут утверждаться государственными органами власти на каждом уровне (федеральном и региональном).

Новый закон делит виды проверок на две группы. Их можно обозначить как «бесконтактные» (когда нет взаимодействия с контролируемым лицом) и «контактные».

«Бесконтактные» способы (наблюдение за соблюдением обязательных требований (так называемый мониторинг безопасности) и выездное обследование) могут использовать при любых видах контроля.

Все проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть предусмотрен положением или законом о конкретном виде контроля. Такими способами могут быть документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

«Контактные» проверки могут проводиться на плановой и внеплановой основе, как и раньше.

Закон № 248-ФЗ определил подробные правила проведения каждого контрольно-надзорного мероприятия. Указанные мероприятия различаются набором допустимых контрольно-надзорных действий. В их числе осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и другие. Это обеспечит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям дополнительные гарантии того, что контролирующие органы не будут действовать произвольно.

Важным нововведением Закона № 248-ФЗ стало сокращение срока проведения проверок с 20 до 10 рабочих дней. Также установлено общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для малого предприятия.

Во исполнение требований нового закона с 1 июля 2021 года на сайте proverki.gov.ru заработала информационная система «Единый реестр          контрольных (надзорных) мероприятий» (также – ЕРКНМ), оператором          которого  является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Данная система создана для обеспечения гласности контрольной (надзорной) деятельности – теперь любой визит проверяющего к бизнесмену возможен лишь после внесения сведений об этом в ЕРКНМ, все планируемые мероприятия будут прозрачны, что позволит нивелировать уведомление о проверках задним числом.

Новый реестр аккумулирует всю информацию о проверке: кто и когда ее проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По нему можно перейти к сведениям о проверке в реестре. Чтобы получить доступ к сведениям о проверках, контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг.

Закон № 248-ФЗ содержит регламент обжалования принятых решений по результатам проведенных проверок, а также конкретных действий (бездействия) проверяющих. Осуществить обжалование можно в досудебном и судебном порядках.

Судебный порядок может быть применен только после соблюдения проверяемым мер по досудебному урегулированию вопроса, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Жалобы на нарушение прав проверяемых также могут быть направлены в органы прокуратуры.

 

Оставить комментарий

Необходимо войти, чтобы оставить комментарий.