Адаптироваться к новым реалиям

Интернет-газета «Коммерсант» от 29.10.2020

Экономика города серьезно пострадала от пандемии коронавируса и введения ограничительных мер. Тем не менее, отмечают эксперты, Петербургу удалось не допустить значимого падения объемов деятельности малых и средних предприятий.

По данным аналитического исследования Российского экономического университета им. Плеханова, из-за пандемии коронавируса и введения ограничительной деятельности организаций ряда отраслей с рынка ушло около 10% компаний малого и среднего бизнеса. Это несколько меньший показатель, чем изначально прогнозировался. Кроме того, ряд предприятий и фирм сейчас рассматривает возможности вновь начать свою деятельность.

Петербургские особенности

В Петербурге, согласно данным Единого реестра субъектов МСП, за девять месяцев года организаций такого сегмента сократилось на 22 844 единицы (10.01.2020 их было 359 777, 10.09.2020 — 336 933). По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Петербурге Александра Абросимова, пострадали организации практически всех отраслей экономики. Наибольшие потери понесли те компании, открытие которых после самоизоляции произошло позднее других,— это торговые центры, кинотеатры, фуд-корты. Также серьезный удар был нанесен по сфере туризма, гостиничному бизнесу. Кроме того, предприниматели наблюдали сокращение потребительского спроса. За январь — август текущего года на 21,1% снизился объем платных услуг населению и на треть — оборот общественного питания. Промышленное производство в Петербурге по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилось на 4,7%.

«С сожалением приходится констатировать, что далеко не все компании, пострадавшие в период ограничений, смогли воспользоваться помощью государства. В мой адрес поступило большое количество обращения предпринимателей, в которых подвергалась критике используемая методология отнесения предприятий к пострадавшей отрасли по основному виду экономической деятельности — коду ОКВЭД. Такой подход представители бизнеса справедливо сочли формальным и не дающим возможность оказать реальную помощь максимальному количеству субъектов предпринимательства. В настоящее время уже принят закон Санкт-Петербурга о предоставлении ряда мер поддержки как по основному, так и по дополнительному коду ОКВЭД из пострадавших отраслей»,— добавил господин Абросимов.

Между тем уже есть ряд принятых положительных решений городских властей по отношению к малому и среднему бизнесу, отмечает председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. По его мнению, благодаря им удалось не допустить значимого падения показателей деятельности сектора МСП. В частности, наиболее эффективными на уровне Петербурга мерами поддержки предпринимателей стали снижение ставки налога по упрощенной системе налогообложения, отсрочка по ключевым региональным налогам, арендные каникулы для арендаторов городских объектов недвижимости, льготное кредитование по линии Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.

«В то же время предприниматели по всей России отмечают возможные риски, связанные с завершением периода предоставления льготных кредитов по ставке 2% годовых: в случае невозможности сохранения требуемой по условиям программы занятости заемщики МСП будут вынуждены вернуть предоставленные кредитные средства по рыночным ставкам»,— добавляет господин Панов.

 Неопределенное завтра

Многим предпринимателям, чтобы сохранить свое место на рынке в период пандемии, пришлось принять решения о поиске новых каналов сбыта своей продукции и услуг. Кроме того, очень важно было максимально сохранить и свои коллективы, подчеркивает председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков. «Конечно, из каждого правила есть исключения. Например, один мой знакомый предприниматель с начала кризиса увеличил выручку более чем на 2000%. А удалось ему это сделать, по его словам, не вследствие грамотного и быстрого перепрофилирования своего бизнеса, а во многом из-за удачи — из-за управленческого решения, принятого интуитивно. Однако, как мы знаем, исключения лишь подтверждают правила. Малый бизнес России пережил достаточно много кризисов в процессе своего становления. Однако предприниматели ни разу не сталкивались с кризисом такой силы и масштаба, объединяющим экономические трудности и глобальную медицинскую катастрофу»,— говорит господин Меньшиков. В этой ситуации, отмечает Владимир Меньшиков, любой прогноз, кроме, пожалуй, «самые богатые станут еще богаче, а все остальные беднее», можно расценивать как игру в «угадайку» или попытку «ткнуть пальцем в небо». Эксперт убежден, что оценить реальные последствия столь масштабного кризиса будет возможно не ранее, чем через полгода после отмены всех ограничений, связанных с пандемией. «И хотя в текущий момент большинство предприятий работает, они сталкиваются со снижением покупательной способности, падением оборота денежных средств, а самое главное, у хозяйствующих субъектов совершенно отсутствует понимание того, что будет происходить завтра»,— добавляет он.

С данными выводами согласен и и. о. руководителя Центра сертификации, стандартизации и испытаний (ЦССИ) проекта «Мой бизнес» Василий Смеречук. Он считает, что в условиях кризиса, вызванного COVID-19, значительная часть малого и среднего предпринимательства находится в прострации и неопределенности. Представители малого и среднего бизнеса понимают острую необходимость адаптации к новым внешним реалиям, но как это сделать, не знают. Сейчас им необходимо выходить на альтернативные каналы сбыта своей продукции и услуг, в том числе используя новые технологии их продвижения, связанные с переводом бизнеса в онлайн.

«Еще один очень важный момент: бизнесменам, в особенности начинающим, перед выпуском продукции в обращение необходимо провести оценку ее соответствия стандартам и обязательным требованиям, установленным в Российской Федерации или в той стране, куда они собираются поставлять продукцию. Это очень поможет продвижению продукции на рынке. При этом необходимо избегать услуг сомнительных посреднических организаций, обещающих оформление сертификатов и деклараций о соответствии за один-два часа. Эти документы стоят не дороже той бумаги, на которой они напечатаны. Чтобы избежать этого, необходимо обращаться к профессионалам. В частности, в ЦССИ проекта «Мой бизнес». Специалисты Центра сертификации, стандартизации и испытаний окажут необходимый объем консультационно-правовой помощи по вопросам сертификации и декларирования о соответствии продукции обязательным требованиям, при этом абсолютно бесплатно»,— говорит господин Смеречук.

Помоги себе сам

Стоит отметить, что в большинстве случаев представителям МСП пришлось практически «на ходу» принимать решения, о том как продолжать свою деятельность. Некоторые из них показали свою эффективность.

 «От пандемии и введения ограничительных мер наша компания, конечно же, пострадала, как и большинство подобных, работающих в сфере услуг общественного питания,— рассказывает представитель сети ресторанов «Цзао Ван».— Основной задачей было сохранить команду, при этом финансовые возможности были ограничены: платить зарплату персоналу несколько месяцев подряд без ведения какой-либо бизнес-деятельности не было возможности. Любой кризис не вечен, рано или поздно он закончится, и надо было думать, что делать потом, а самое главное — с кем».

«Наш ресторан на фуд-корте никогда до нынешнего кризиса не работал активно на доставку. Сами иногда выезжали и доставляли заказ, но это было два-три заказа в неделю. Можно сказать, доставки и не было. При сложившейся ситуации пришлось в спешном порядке пересмотреть подход к продажам, мы оперативно разработали специальное меню для доставки, заключили соглашения с известными агрегаторами. Заказы пошли, деятельность была продолжена, это позволило нам сохранить команду. Арендодатель пошел в части оплаты аренды на послабления, за что ему отдельное спасибо. Зарплата, конечно, была меньше, выработка тоже, финансовый результат был отрицательным, но зато все были при деле, никто не растерял профессиональных навыков. И сейчас, когда все восстанавливается, мы дальше идем все вместе и развиваемся. В любой ситуации нужно думать о будущем и гибко принимать управленческие решения»,— подчеркнул представитель ресторанной сети ресторанов «Цзао Ван».

 Артем Алданов

https://www.kommersant.ru/doc/4548626

 

Оставить комментарий

Необходимо войти, чтобы оставить комментарий.