На три буквы. Повышение НДС стало поводом пересмотреть ценники, но инфляцию не разогнало

Газета «Деловой Петербург» №15 от 11.02.2019

Российская экономика отделалась легким испугом. Повышение НДС не привело к драматическому росту инфляции, которого ожидали эксперты. Судя по всему, из двух зол — рост цен или падение прибыли — бизнес пока выбирает второе. Либо хитрит.

НДС с 1 января увеличился с 18 до 20% (с сохранением льготных 10% для пищевки и лекарств). И вот Росстат подводит первые итоги. По данным ведомства, цены в январе выросли лишь на 1,01%, это даже ниже официального прогноза 1,1–1,2%. В феврале инфляция, судя по всему, продолжит замедляться. По крайней мере за первые дни месяца рост цен составил лишь 0,07%, так что ничто не сулит трагедии.

«Цены на бензин в январе поднялись на 0,8%, услуги ЖКХ — на 2,3% — это существенно больше, чем подорожание основных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Получается, что без повышения тарифов ЖКХ могли бы вообще не заметить повышение НДС», — так оценил ситуацию директор аналитического департамента «Локо–Инвест» Кирилл Тремасов.

Так ли все радужно?

Как утверждают торговые сети, еще в 2018 году они начали получать уведомления о грядущем росте оптовых цен по некоторым категориям. «Таким образом, этот тренд неверно увязывать исключительно с ростом НДС, тем более что многие товары облагались по ставке 10% и по ним роста НДС не произошло», — рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли.

«Сейчас какие–то выводы делать крайне рано. Единственное, можно сказать, что цены все максимально стараются не повышать, кроме случаев, когда уже критическая ситуация», — сказал «ДП» Владимир Меньшиков, председатель совета Союза малых предприятий Петербурга. Он считает, что первые оценки можно будет дать по итогам I квартала.

В строительном бизнесе говорят, что уже с 1 января все контракты заключаются с учетом повышенного НДС. Однако часто соглашения носят долгосрочный характер, так что эффект повышения растянется по времени на полгода и дольше. «При этом автоматического повышения стоимости квартир на размер увеличенного НДС не происходит. Их конечная стоимость достаточно эластична», — рассказали в компании «Главстрой Санкт–Петербург».

Больше всего на резкий рост цен жалуются рестораторы. По словам одного из участников рынка, с 1 января поставщики поставили их перед фактом — ценники пересматриваются в сторону увеличения, особенно по алкогольной продукции.

«Вряд ли рестораторы сразу увеличили цены у себя в меню, а вот то, что поставщики подняли, — гарантированно, — говорит Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада. — Кто–то шлепнул сразу на 20%, кто–то на 15%. Когда будут перепечатывать меню, поменяют цены».

ЦБ невозмутим

Доверие к статистике Росстата сейчас снизилось. После того как итоговые цифры по росту ВВП в 2018 году выросли с 1,8 до 2,3% без всяких внятных объяснений, эксперты начали нервничать: а что если и инфляцию тоже считали не как было, а как начальник сказал. С другой стороны, экономика говорит в пользу низкой инфляции. Реальные доходы населения падают уже пятый год подряд (минус 0,2% по итогам прошедшего года), так что любой пересмотр ценовой политики — игра с огнем. Одновременно — тут повезло — стабилизировалась цена на нефть и окреп рубль.

Главное макроэкономическое последствие — изменение риторики Центробанка. В эту пятницу регулятор оставил ставку на уровне 7,75%. По сути, теперь можно не спешить с дальнейшим ужесточением денежной политики, хотя и к снижению ставки ЦБ тоже не вернется, особенно на фоне общемирового тренда на повышение ключевых ставок.

«Под действием повышения НДС и произошедшего в 2018 году ослабления рубля годовая инфляция временно ускорится, достигнув максимума в первом полугодии 2019 года, и составит 5,0–5,5% на конец 2019 года», — говорится в прогнозе ЦБ.

Теоретически рост цен может разогнаться и до 8–10%, но для этого должны сложиться сразу все негативные факторы — падение цен на нефть, новые санкции, внешнеполитическое обострение, считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. Вероятность такого исхода невелика.

Как спасаться?

Гораздо интереснее — какую стратегию выберут те, кто оказался в условиях, когда сокращать прибыль уже дальше некуда. Повышать цены в условиях сокращения потребительского спроса — самоубийство, скорее всего, это приведет к потере доли рынка, нужно действовать хитрее, считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Самый очевидный прием — предложить потребителю меньшее количество товара, как это сделали на птицефабрике «Вараксино», представившей упаковку из девяти яиц.

«Если у человека есть в кармане 100 рублей, он не купит яйца за 120 рублей, он купит макароны. Чтобы сохранить покупателей, можно изменить размер упаковки», — считает Иван Федяков.

Еще одна успешная стратегия — расширение ассортимента. Потребитель, даже если он в кризисной ситуации, рано или поздно хочет почувствовать какое–то улучшение.

На автомобиль денег у него нет, но он по крайней мере может себя иногда побаловать качественными продуктами. Поэтому отказываться от среднего и премиального сегментов — большая ошибка, уверен эксперт.

«Все знают, что подсолнечное масло — это низкомаржинальный сегмент. Сложно пытаться конкурировать на рынке, когда бутылка стоит дешевле бутылки лимонада. Но некоторые компании придумали удачный ход. Например, добавить небольшое содержание оливкового масла, которое стоит гораздо дороже. И производитель сразу попадает в новую нишу между 100 и 200 рублями, которая интересна потребителю», — говорит Иван Федяков.

Кстати, в INFOLine тоже считают, что всплеск инфляции не связан с изменением НДС. Предприниматели уже давно трудились себе в убыток — работали на красные ценники и откладывали повышение цен.

Налоговая реформа стала отличным поводом сделать то, о чем все давно мечтали, — ценники переписать.

КОММЕНТАРИИ

Александр Шереметьевых

Повышение НДС транслируется на повышение цен поставщиками, которые могут себе это позволить, то есть фактически монополистами. Компании, работающие на конкурентных рынках, в том числе и наша, практически все повышение ставки НДС вынуждены брать на себя за счет уменьшения прибыли.

Геннадий Щербина

По нашим оценкам, за минувший год себестоимость строительства и так увеличилась на 5%. А с 1 января 2019 года, как только НДС повысился на 2%, пропорционально выросла стоимость контрактов на строительно–монтажные работы. У 60% наших поставщиков на те же 2% подорожали стройматериалы. Понесенные девелоперами издержки приведут к росту цен на недвижимость.

Георгий Вермишев

Оставить комментарий

Необходимо войти, чтобы оставить комментарий.