Автолавки заехали в тупик

Газета «Деловой Петербург» №33 от 05.03.2014

Большинство автолавок не попали в городскую Схему размещения торговых объектов и закрылись. Но власти обещают вернуть упрощенный порядок предоставления мест для выездной торговли, что даст рынку новый стимул.

На петербургских улицах официально имеют право работать 135 автолавок по продаже хлеба, молока и мяса или рыбы, сообщили в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Это все, что осталось от активно растущего рынка с ежемесячным оборотом более 200 млн рублей, — в 2012 г. в городе работало около 400 мобильных точек, причем ежегодно появлялось около сотни новых объектов.

«Но в действительности эту сотню автолавок можно смело помножить на два, многие просто перешли на нелегальное положение. На волне поддержки этого формата многие набрали кредитов, и теперь им просто некуда деться», — уверен председатель совета Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков.

Новые правила

Главной причиной изменений, постигших рынок, стали поправки в ФЗ о торговле — в результате в 2013 г. адресная программа размещения нестационарных торговых объектов в Петербурге была заменена на Схему размещения.

После этого городские автолавки потеряли возможность получать места в упрощенном порядке, который был установлен по приказу Валентины Матвиенко.

Но теперь специальные условия для размещения точек развозной торговли могут быть введены в Петербурге вновь. Как сообщили в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка, КУГИ разработал поправки в региональное постановление № 1045 о нестационарной рознице.

«В Схеме размещения временных торговых объектов появится специальный раздел, который позволит предоставлять участки в аренду для размещения передвижных торговых точек по результатам конкурса. Проводить его будут среди производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции. Проект постановления сейчас проходит согласование», — сообщили в комитете.

Канал перекрыт

Пока же владельцы автолавок должны на общих основаниях подавать заявку на регистрацию земельного участка в КУГИ раз в год, полгода ожидать оформления кадастра и затем бороться за землю на торгах вместе с владельцами стационарных киосков и павильонов, говорят в НП «Союз малых предприятий». В организации подчеркивают, что развозная торговля должна иметь преференции, поскольку служит поддержке местных производителей — только им было дано право ставить в городе автолавки.

Для небольших производителей торговля с колес — это основной канал продаж, подтверждает Алла Ятаева, управляющая развозной торговлей компании «Мясной купец» (дочернее предприятие ООО «Всеволожский мясной двор»). «Через семь автолавок мы продаем более 50% продукции. Главный плюс — работа без посредников, не нужно договариваться с сетями», — отмечает Алла Ятаева.

С этим мнением согласны и другие продавцы, которые также в последние годы обзавелись сетью мобильных торговых точек, но теперь вынуждены ее сокращать. Например, Великолукский мясокомбинат ранее имел в Петербурге более 10 магазинов на колесах, из них осталось только три в Ленобласти.

Уменьшилось число автофургонов также у производителя колбас «Петербурженка», который еще в 2012 г. владел почти 20 магазинами на колесах. «Сейчас мы имеем право работать по 12 адресам до 2015 г. Но что будет дальше, пока непонятно. Мы все в ожидании решения проблемы на уровне правительства города», — говорит заместитель генерального директора компании «Петербурженка» Владимир Трегуб.

Сложная схема

При этом попасть в существующую Схему размещения нестационарной розницы предпринимателям пока также не удается.

«Мы подали заявки на включение в схему еще летом, но ответов от КУГИ нет до сих пор. Вложив в покупку 30 фургонов около 30 млн рублей, мы теперь не знаем, что с ними делать, — все они простаивают на стоянке», — говорит владелица сети мобильных точек по продаже хлеба и пирожков «Бабка Ежка» Анжела Горская.

В целом, по подсчетам Алексея Третьякова, в Петербурге должно быть не менее 500 передвижных торговых точек.

«По новым правилам Смольного по мере окончания договоров аренды в городе исчезнут тысячи киосков, ведь многие из них стоят на сетях «Водоканала» и др. Альтернативой им может стать мобильная торговля», — заключил эксперт.

Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт–Петербурга»:

Первые автолавки появились в Петербурге еще в 2008 году. Губернатор Валентина Матвиенко была сторонницей этого формата торговли. Она даже распорядилась составить список мест, где мобильные точки ставить нельзя, а в остальных местах собиралась разрешить производителям торговать с колес без ограничений. Сделано это не было, но согласования в итоге занимали всего месяц. Производители продуктов начали массово закупать фургоны, в городе появились также сельхозпроизводители из области. Теперь официально получить новые места невозможно, а старые разрешения на размещение не продлеваются. Мы получаем вал жалоб и вопросов от бизнеса. Предприниматели закупили специально оборудованные автомобили стоимостью от 750 тыс. до 1,5 млн рублей каждый. Теперь им остается либо смириться с потерей вложенных денег, либо уходить в тень. Кстати, не так давно мы получили разъяснение от Минэкономразвития, в котором говорится, что владельцы объектов нестационарной розницы не должны бороться за землю на торгах, если речь идет о продлении договора аренды для добросовестного предпринимателя. Мы полагаем, что это правило должно распространяться также на передвижную торговлю.

Инна Шубина

http://www.dp.ru/a/2014/03/05/Avtolavki_zaehali_v_tupik/

Оставить комментарий

Необходимо войти, чтобы оставить комментарий.